Нарциссизм. Терапия и трансформация

Кернберг Отто. Черты нарциссических пациентов:

  1. Огромная потребность в том, чтобы их любили и обожали.
  2. Огромное противоречие между высокой степенью инфляции по отношению к себе и в то же время, столь же большой потребностью собирать психологическую дань с других.
  3. Очень поверхностная эмоциональная жизнь: в переживаниях очень мало эмпатии к чувствам других, получают от жизни очень мало наслаждения.
  4. Испытывают очень сильную тревогу и тоску, как только кончается свет от  внешнего источника и не сразу появляется новый источник, подпитывающий их самооценку.
  5. Огромная роль зависти и ненависти — ко всем, кто обладает чем-то таким, чего нет у них.
  6. Им не хватает подлинного выражения грусти и скорбного сопереживания, депрессивных реакций.
  7. Если их покидают или они разочаровываются, то депрессия немедленно превращается у них в обиду или гнев, наполненные мстительными фантазиями, но они не переживают подлинной грусти от потери человека, которого они когда — то ценили.
  8. Смотрят на других людей как на теневые объекты.
  9. Часто других воспринимают только, как объекты потребления. Они делят людей на две категории: на тех, у кого внутри имеется приготовленная для них «потенциальная пища», которую нужно извлечь, и тех, кого кто — то уже опустошил и поэтому они никакой ценности они уже не представляют.
  10. Установка таких людей на других является либо задабривающей (чтобы извлечь то, что нужно) или опасливо — боязливой (что другие могут их использовать).
  11. Обесценивание других нужно для того, чтобы обезопасить себя от переживаний зависти.
  12. Очень малое число внутренних объектов, внутри – некий монолит, образовавшийся в детстве от регрессивного слияния образа самости с образами объектов. Отсюда человек утрачивает способность относиться к окружающим как к реальным людям. Эго регрессивно держится за состоянии Урбороса, что приводит к идентификации с архетипом и к инфляции.

Хайнц Кохут — более оптимистичный взгляд:

  1. Вместо представления о структуре нарциссической самости, как о регрессивном растворении или расплаве, он видит ее как состояние задержки в развитии, в котором самость в целом не разрушается. Происходит слияние грандиозно эксгибиционистской самости с Эго.
  2. Сильную ярость и зависть следует считать не специфичными для нарциссической личности чертами, а только переходными аффектами, вызванными недостаточной эмпатией.
  3. Инфантильная сексуальность.
  4. Неспособность получать удовольствие от своей физической и умственной деятельности, а также отсутствие постоянной адекватной самооценки.

Андреа — Сэломэ отмечает ярко выраженный дуализм, амбивалентность склонностей нарциссической личности: с одной стороны они хотят обрести индивидуальность любой ценой, а с другой — не могут жить, избежав при этом постоянного состояния растворения. Таким образом, нарциссизм всегда имеет двойную ориентацию: центростремительную и центробежную.

Бела Грюнберг: рассматривает нарциссизм как четвертый самостоятельный фактор в топологии Фрейда: Ид, Эго и Суперэго, как отдельную психическую энергию целостного пренатального состояния.

Юнг прослеживает трансформацию именно этой свободной энергии или избыточного либидо — от архетипа духа, принимающего образ Героя (свойственного Эго в инфляции), и если произойдет разотождествление, то возрождается истинный архетип Духа.

Больше всего архетипическим феноменологическим аналогом нарциссизма Юнг считал Меркурий, основными чертами которого являются двойственная природа во всем и амбивалентность, склонность к расщеплению. Он (Меркурий) и «черт, и спаситель, и психопомп и неуловимый Трикстер, наконец — он является отражением Бога в материальном мире». Нарциссизм — это Трикстер, который толкает человека ко всем видам инфляции и самовозвеличивания. Но при этом в итоге лишает его всяких оснований продемонстрировать это величие.

Шварц Натан. Профиль Нарциссической личности:

  1. Непроницаемость для окружающих: в общении с нарциссом собеседник часто чувствует себя лишь неким стимулом, необходимым для получения тех ответов нарциссической личностью, чтобы опять замкнуться в своей самодостаточности.
  2. Отвержение интерпретаций — все что делается для расширения сознания – вытесняется, игнорируется, выборочно принимается, чтобы укрепить прежнюю идею о себе.
  3. Нетерпимость к критике: нарциссическая личность обладает настолько слабым ощущением идентичности (способностью Эго отделиться от внешнего мира и самости), что любая критика воспринимается как угроза личности.
  4. Пресимволичность: из — за постоянно присутствующего слияния Эго и Самости или Эго с внешним миром (что и есть суть зависимости) символическая реальность не существует. А любые символические интерпретации, указывающие на синтетические процессы в бессознательном, только способствуют еще большей инфляции Эго и слиянию с Самостью.
  5. Слабая способность к эмпатии.
  6. Демонстрация своей автономии: нарцисс отвергает свою потребность в другом человеке, т. к. ее признание может затопить слабую эго — структуру.
  7. Маргинальное переживание исторического процесса: слабая идентичность и высокая грандиозность не позволяет многим прошлым событиям переживаться реально, отсюда нарушение ощущение возраста. Склонность повторять одни и те же истории про себя.
  8. Нарушение мускулинного и фемининного функционирования психики: вместо духовной стороны — всепоглощающая тяга к власти, вместе сострадания и ориентации на внутреннюю красоту — ведьма, то есть негативная материнская фигура с ориентацией на внешние проявления.

Соответственно, вся тяжесть трансформационного процесса ляжет на соединяющее начало — сознание с бессознательным, т. е. на Аниму/Анимус. При их позитивном развитии (воз)рождается соединяющий фемининность с мускулинностью архетип Conqunctio.

Возможности трансформации нарциссической личности

  1. Внешний и внутренний мир нарцисса оказываются почти лишенными «хороших объектов». С точки зрения архетипов — это доминирование негативного Анимуса и негативной Самости, поэтому внутренний мир воспринимается как полный ярости, ненависти, зависти и невыполнимых требований. Необходима позитивная констелляция хороших внутренних объектов.
  2. Гнев, ярость и зависть, связанные с травматическими событиями обусловлены неспособностью прощать. Нарциссическая личность, по ее ощущениям, так относится к людям, как раньше относились к ней. Она получала двойное послание: с одной стороны ею часто гордились, а с другой ей приходилось держаться от родителей подальше и испытывать странное чувство тяжести в их присутствии — отсюда расщепление. Необходимо проработать подавленное ранее чувство ярости от отвержения, отчуждения их родителями, в противном случае будет нарастать искусственное самовозвеличивание.
  3. Зависть является вообще психическим клеем, скрепляющим воедино все компоненты грандиозной самости. Основной форме, которую принимает зависть присуща установка «бедняжки». Зависть всегда сопряжена с яростью в адрес «лучшего» объекта с желанием его разрушить или испортить, но по конвенциональным причинам ярость отщепляется от зависти и направляется вовнутрь, формируя позицию жертвы. Необходима работа с завистью и ее компонентами: яростью и садизмом. Интеграция зависти может оказаться ключевой для начала активного творчества.
  4. Главной нарциссической защитой является отрицание своих потребностей. За этим стоит хронически фрустрированная потребность в зеркальном отражении. Глубокая эмпатия и слушание пациента (позитивное отзеркаливание). Тогда навязчивая деятельность может превратиться в рефлексию, в трансформация грандиозности, превращение ее в духовность, приводит к возможности Бытия.
  5. Эгсгибиоционизм как потребность быть на виду, фантазии быть лучше всех во всем. Их суть – в мягком отзеркаливании, отражении Самости. При формировании позитивного Анимуса появляется способность объективно смотреть на свое стремление к власти и видеть его связь с желанием быть лучше всех (эксгибиционизмом).

Трансформация нарциссической Самости

При нарциссизме Самость представляет собой фальшивый Урборос — в этом случае между противоположностями нет здорового психического напряжения. Когда один из элементов доминирует, он теряет связь со всеми остальными, включаются защиты и резко суживается сознание.

В процессе трансформации, которая происходит при осознании и ассимиляции исключенных элементов, воссоздается дифференцированная структура с присущим ей напряжением между противоположностями. Тогда Эго начинает стабильно функционировать.

Внутри Структуры ложной Самости нарцисса можно различить четыре основных элемента:

  1. Слившееся Эго — Персона: преобладающая потребность – социальная восприимчивость. Персона становится жесткой маской, которая отрицает потребность в другом человеке.  Причем Персона не является индивидуальной — она требует всемогущества и совершенства, соответствующих коллективным ценностям.
  2. Тень – ее самые характерные черты: зависть и связанная с ней ненависть. Нарциссическая ярость не прощает травматических переживаний возникших из — за самооценки Эго. Злопамятность и зависть («ничего никогда не будет для меня, поэтому я буду вредить и мстить всем») хронически препятствует изменениям и интеграции Анимы — Анимуса.
  3. Черный Маг — психический фактор, стремящийся установить контроль и служащий воплощением беспредельного величия. Он настаивает на полной определенности во всем, защищаясь от любого проявления спонтанности и случайности. Реальность приравнивает к своим мыслям и потребностям, что вызывает постоянную демонстрацию силы. Ему нужно «все знать» и все контролировать — архетип Яхве. Такому всемогуществу постоянно требуется зеркальное отражение, без которого появляется угроза самому существованию.
  4. Фальшивая невеста (спутница черного мага) — фемининная часть нарциссической — все мысли и действия постоянно направляет на повышение самооценки, Необходимо постоянное подтверждение «что он(она) прекраснее всех на свете)» — архетип Лилит. Вместо установления связи между Эго и Самостью, возвращает психическую энергию обратно Эго. Следовательно человек всегда связывает все внешние события со своим Эго. Ей очень трудно проявлять свои страдания (это будет признаком слабости), поэтому она демонстрирует видимость своего благополучия (у меня все в порядке).
    Все эти элементы у нарциссической существуют в однородном конгломерате вследствие растворения эго в самости.

На пути к исцелению и трансформации нарциссической личности стоят:

  • исключительно сильные защиты от близости с окружающими
  • от отношений с бессознательным

В процессе трансформации этой структуры происходит круговой процесс одухотворения материального и материализация духовного с постоянным чередованием возрастания и убывания энергии.

Суть процесса трансформации Нарциссической личности

 

1. стадия – трансформация маскулинности.

Вспоминая миф о Нарциссе следует подчеркнуть, что Кефис — отец Нарцисса являл собой воплощение избыточной мужской силы и энергии — примитивной, неуправляемой и навязчивой, которая сама испытывает негативное влияние архетипической мускулинности.

Соответственно, избыточная маскулинность — очень характерная черта самой нарциссической личности. Ей свойственны — утрата связи с чувствами, способности к бытию, навязчивая деятельность, садистская контролирующая энергия, блокирующая индивидуальное сознание.

Персона Нарцисса постоянно требует отзеркаливания ( «заткнись и слушай») со свойственным демоническим стремлением к власти.

Сущность мускулинности нарциссической личности — в слиянии с Самостью и инфляции.

Терапевтическими шагами к преобразованию ее в Маскулинное Проникающее Сознание могут стать:

  • осознавание зависти и фрустрированной эксгибиционистской (тщеславной) потребности — это и есть –Тень;
  • принятие незнания как постоянно существующей реальности;
  • отказ от постоянно склонности проявлять себя наружу — советовать, наставлять;
  • погружение в интроспекцию и рефлексию.

2 стадия — Трансформация фемининности

Мать Нарцисса — Лириопа поглощена собой и совершенно нерефлексивна.
Эхо же являла собой саму уступчивость и податливость (потому и умирает).

Появление же настоящей фемининной проникающей энергии наступает именно через переживание насилия и вторжения мужской силы и характеризуется:

  • снижением уступчивости;
  • ростом внимания к телу, которое ставит ограничения в инфляции;
  • внимание к внутренней мудрости, совершенно отличающейся от знаний хорошо дифференцированного Анимуса;
  • совладание со страхом наслаждения — именно этот страх лежит в основе цепляния за болезни, депрессии и внешне мазохистическое состояние;
  • принятие дионисийских энергий, которые прямо противоположны нарциссическим. Дионисийские энергии утрачиваются у ребенка при вступлении в мир объектов. А возрождаются при соединении тела и сознания. Но именно это состояние целостности и вызывает бессознательный ужас, т. к в этот период ребенок утрачивал растворение в матери;
  • рост доверия;
  • появление сильной эротической энергии.

Самость человека, по мнению Шварца, желает прожить свой жизненный эксперимент, а нарциссическая личность очень этого боится. Осознать желания Самости можно только через Тело

В итоге трансформации возникает такая структура:

  1. Эго расстается с Персоной и становится носителем личной идентичности. Появляется способность ощущать и выражать потребность в другом человеке, осознавать гнев и выражать в приемлемой форме, осознавать свои зависть, ничтожность, как естественные человеческие переживания.
  2. Тенью в новой структуре становится само нарциссическое расстройство. Таким образом нарциссические черты — эксгибиционистская грандиозность, в частности, не исчезают совсем, а становятся для новой личностной структуры потенциально регрессивными.
  3.  Позитивный Дух — вместо черного мага: Самость ощущается как источник Эго, как отец и сын. Одновременно возникает позитивная констелляция: puer — senex. Навязчивая деятельность превращается в рефлексивную.
  4.  Истинная Душа (вместо фальшивой невесты): у страданий появляется позитивный смысл, способность Быть приобретает истинную ценность, отношения, а не правота становятся по — настоящему ценными. Вместо желания демонстрировать себя появляется желание заботиться о душе. Развивается способность к эмпатии.

Эго приобретает новое качество – растущее осознание собственной непроницаемости. Оно чувствует, соединившись с Самостью, интенсивную жизнь и обладает собственной энергетической аурой, которую само же и выделяет. Оно начинает «видеть» и «знать» и это означает, что восстанавливается способность присущая каждому ребенку, который видит души своих родителей. Человек начинает доверять своему взгляду и у него отпадает необходимость в паранойяльных защитах.

Теперь Эго очень часто занимает позицию созерцания, потому что именно в молчании и тишине оно способно «видеть».

В процессе трансформации возникает много гнева, связанного с потерей ощущения всемогущества и этот гнев должен быть переработан, чтобы Эго перестало идентифицироваться с ребенком — мазохистом. Такая прочное цепляние за этот внутренний интроект происходит оттого, что ребенок — мазохист имеет свою территорию, пространство, которое можно сравнить с материнскими объятиями.

Растворение привычных нарциссических защит, которые охраняли личность от переживания чувств, и прежде всего депрессивных. Соответственно успешное переживание депрессии совершенно необходимо для интроекции проекции Самости (Кляйн).

По мере трансформации появляется сильная эротическая энергия. Потому что ранее Нарциссическая личность отвергала близость.

Возникает ощущение тревоги и важно, чтобы человек мог отнестись к ней объективно, т. е. признать за ней право на существование, не отождествляя себя с ней.

Очень часто во снах и других событиях появляется образ матери, который следует интерпретировать как собственную Тень — завистливую и садистическую. Только тогда можно ожидать появление радостного «внутреннего ребенка».

Изменения, связанные с Персоной. Каждая нарциссическая личность обычно очень идентифицирована с Персоной. Это две крайности: одна — та, которая вызывает жалость и надеется быть принятой, другая — эстетически одинокая и отчужденная. Теперь человек знает, что он носит эту Персону и зачем, а не живет, слившись с ней и разрушая себя. То что раньше было ядом, становится полезным инструментом.

Эго становится оживленным во взаимоотношениях с людьми и получает осознание владений Богини. Прелесть власти, которой обладает Богиня, заключается в том, что она не ценит одно выше другого, а принимает все рядоположенные двойственности.

Жизнь и психика становятся единым целым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *