Нарциссизм и инфляция


Нарциссизм является частью любого личностного расстройства.
Психоаналитические представления о нарциссизме разделяются на три четко обозначенных направления: либидинозный, деструктивный и здоровый.

По Фрейду – «первичный нарциссизм» нормален и предвещает этап объектных отношений, когда личность вкладывает в них своё либидо. «Вторичный» нарциссизм регрессивен, когда либидо отвращается от объекта и направляется на себя и свое тело — гомосексуальный выбор объекта, аутоэротизм.


Согласно схеме Фрейда, по нарциссическому типу человек любит:

  • то, что сам из себя представляет (самого себя)
  • то, чем раньше был
  • то, чем хотел бы быть

Движение от «а» до «в» может быть прогрессом, но все же находится в границах нарциссизма.

По Карлу Абрахаму – как особая форма сопротивления (клиент ассоциирует себя с консультантом, ощущает себя суперконсультантом).

Признаки:

  • непереносимость позиции конфронтации;
  • клиент не переживает по поводу анализа, избегает созависимости с консультантом (псевдонормальность);
  • клиент готов работать только с симптомом, а не с причиной.

По Отто Ранку – женское тщеславие, женский нарциссизм:

  • естественная любовь женщины к своему телу;
  • защита от плохости мужчин; если мужчина не ценит меня (не соответствует моим ожиданиям), я сама это сделаю для себя.

По Карен Хорни  – тяжелое внешнее переживание, защита от тревожности через идентификацию с Идеальным Я; приводит к невозможности самореализации, т.к. любовь к Идеальному Я не дают заботиться о своем реальном Я.

Миф Овидия о Нарциссе дает понимание этому процессу. Ужасная дилемма перед нарциссической личностью:

  • либо остаться в ловушке призрачного мира самолюбования, Идеального Я. И тогда невозможна самореализация – реализация Реального Я.
  • либо освободиться от оков незнания себя, что делает возможным познание и других тоже, но ценой смерти (в мифе  предсказывает Тиресий, что Нарцисс умрет, если увидит свое отражение).

Хотя нарциссическая личность думает только о себе, ирония состоит в том, что она не может в действительности познать себя, т.к. не может занять позицию «со стороны». Сверхвнимательная Эхо становится зеркальным отражением рассеянного Нарцисса (отраженный нарциссизм).

 

 Нарцисс Эхо
Он недосягаем Она стремится быть в его объятиях
Он думает только о себе, безжалостно эгоистичен Она не способна думать о себе, можно только о нём. Ущемленное чувство собственного достоинства делает её особенно уязвимой
Он не способен отождествить себя с другими, посмотреть на себя со стороны, другими глазами, и за счет этого увеличить сферу своей личности. Она не имеет своего голоса, способна только вторить чужому мнению.

 

С точки зрения привязанности они оба тревожны: она нетерпеливо цепляется за объект обожания, он всегда держит её на расстоянии.

Тиресий, подобно психотерапевту знал, чтобы выжить психологически, необходимо с возрастом преодолеть нарциссизм. Если сможем принять старение и смерть, то мы сможем пережить метаморфозу (не превратиться в цветок, как регресс от высшего к низшему), то наша самооценка окажется под надежной защитой, и мы сумеем себя наполнить внутренней красотой.

Если же нет, то наш нарциссизм обрастает толстой кожей, сделает невозможным отношения с людьми из-за нашей настойчивости и требовательности. Любя только себя, мы завидуем тем, кто может общаться с другими, и губим их с помощью нашего собственного проклятия, используя красоту как оружие.

По Герберту Розенфельду
 – деструктивный нарциссизм: патологическая зависть, ненависть, разрушение объекта, являющегося «иным».

1.  «Толстокожие» (рассеянные, образ Нарцисса) – слабо понимают чувства окружающих и действуют деспотически, с надменной безжалостностью. Им свойственна грандиозность и эксгибиционизм.

Механизм защиты — только «я» имеет право на существование.

После терапии обнаруживается пустота и отчаяние, что не можем общаться с «другим».

2.  «Тонкокожие» (сверхвнимательные, образ Эхо) – застенчивы и эгоцентричны, болезненны к их неприятию и критике. Живут как с «содранной кожей» и настолько подвержены эмоциональным травмам, что их «я» травмируется на каждом шагу. Инстинкт смерти преобладает над инстинктом жизни. Положительный момент – клиент не сталкивается со своими истинными потребностями (принцесса, лежащая в гробу в ожидании прихода принца и его поцелуя)

Здесь механизм защиты – ощущение самодостаточности,  «мне никто не нужен».

После терапии за их хрупкостью открывается агрессия.

По Отто Кернбергу  — нарциссизм, как личностное расстройство, при котором клиент эгоцентричен и требователен, переоценивает свои способности и свою индивидуальность, завистлив и не замечает чувств других.  Т. к. они мутанты, их надо просто подстричь, ничего другого не сделать.

 

1. фальшивое self                2.  симптоматическое self                 3.  истинное self

 

Верхняя часть – сознательная, нижняя – бессознательная. Вторая зона является реальным шансом проникнуть в третью или столкнуться с ней.

По Хайнцу Кохуту  – любовь, направленная на себя и любовь к внешнему объекту обожания – не как элементы одного континуума, а как две различные линии развития, проходящие через всю жизнь. Здоровый аспект нарциссизма:

  • обожание ребенка родителями
  • восхищение ребенка собой и миром
  • «нормальные» стремления, надежды, идеалы и амбиции

Эта линия развития не заменяется любовью к внешнему объекту, просто утрачиваются иллюзии, так что в зрелом возрасте основу нарциссизма составляют зрелая самооценка и реалистические цели. «Нарцисические раны» появляются вследствие родительского неприятия или насилия : «ты не красивый», и личность, чтобы сохранить надежды и мотивацию на развитие защищается эгоизмом.

«Я должен быть толерантным и к любви, и к ненависти»

По Юнгу  – нарциссические пустоты похожи на ощущение оставленности Богом, бессмысленности насилия со стороны Бога:

  • ощущение тотальной несправедливости;
  • непонимание со стороны родителей;
  • переиначивание смысла наших поступков.

По словам Терезы Авильской: «Человек возносится к Богу, также как младенец возносится к груди…»

А для клиента-нарцисса  Бог всегда окрашен негативно из-за материнского всесилия (Материнский комплекс). Пирсинг, как символ пригвожденности к своей судьбе.

ПРИЗНАКИ  НАРЦИССИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ:

  1. Страх быть отвергнутым. Под покровом исключительности – ощущение несостоятельности; в такой ситуации ранят даже незначительные замечания, подтверждающие обычность и ординарность, а значит неинтересность.
  2. Недостаток чувствительности. Ощущение эмоциональной брошенности возникло, когда клиент достигал в жизни некоей определенности за счет вытеснения из жизни эмоций, как чего-то опасного. Легкость обращения с объектным миром, информацией, а не с чувственным, субъектным.
  3. Грандиозность и депрессия. Удерживаемое в тайне неразделенное горе – этакая ангелоподобность (Божий дар) и тогда такого человека не может удовлетворить ничего, кроме абсолютного совершенства. Любая попытка сократить это расстояние наталкивается на его сопротивление (суровое суперэго).
  4. Нарушенная сексуальность – у мужчин сильная озабоченность пенисом, своим или чужим; без надежды на взаимность пациент использует силу и принуждение как единственный способ взаимодействия.
  5. Невозможность понимания символов (мать никогда не переходит на символический уровень. От неё всегда чего-то надо).
  6. Неадекватность восприятия. Соблазнение образами, а не жизнь с реальным человеком и  в реальной жизни.
  7. Недостаточное осознавание своей собственной жизни (амнезия несчастного детства, как защита – «всё было хорошо»).
  8. Чрезмерный страх и непредсказуемая тревога, с которыми не расстаться, а поэтому научение с ними жить.
  9. Несоразмерный «нарциссический» гнев как реакция на обиды всегда, когда чувствуется угроза (замещающая активность). Гнев обеспечивает безопасность одинокой нарциссической личности, не имеющей опоры. По Филу Молону – «нарциссическая уязвимость», по Кохуту – «нарциссическая рана».
  10. Отсутствие баланса между близостью и дистанцией (любое прикосновение как вторжение или угроза).
  11. Трудности с концентрацией (недоведение до конца).
  12. Чрезмерная стыдливость (вдруг что не так, и это все увидят). Как защита – самому первому осмеять.
  13. Трудности с определением потребностей («как вы не понимаете, чего я хочу?»).
  14. Сверхадаптация, персонное поведение.
  15. Ощущение обыденности и скуки (если в жизни нет драмы, или чего-то особенного). Я- титан, и должен выполнять только грандиозное. Обыденное не мой удел

КАК  НАРЦИССИЧЕСКИЙ КЛИЕНТ ВЕДЕТ СЕБЯ НА ТЕРАПИИ:

  • Идеализируют и переоценивают  терапию и своего терапевта, который представляется спасителем, владеющим  силой, которая компенсирует пациенту чувство его ординарности и несостоятельности.
  • Охотно соглашаются посетить семинары с идеей «найти себя нового» (и полностью не принимать себя «старого»), как только дело касается боли, под разным предлогом прекращают терапию.
  • Не жалуются, а требуют – красивых идей, образов, приятных переживаний, рецептов,     выводов и обобщений. Настаивают на лечении у лучшего специалиста, ничто меньшее им не подойдет.
  • Переполнены идеей эксплуатации консультанта из-за установки, что их должны все обслуживать, нянчиться с ними.
  • Очарованы таинственным «бессознательным»,  толкованием сновидений, воспринимают это как свою часть, полную божественного, где все ответы. Крайние позиции: либо очарованность, либо полное отвержение бессознательного.
  • Не переносят «отцовской» терапии; нуждаются в «материнском» подходе. Хотя «материнское» часто представляется как нечто опасное и неизвестное («мать, пожирающая свое дитя»), и тогда из-за тревоги от неопределенности («про что это?»)
  • Требуют конкретных ответов, тактических решений.
  • Охотно пересказывают красочно и креативно события дня (возможность остаться в безопасном поле).

II. КОМПЛЕКС «МЕРТВОЙ МАТЕРИ» (по Андре Грину)

Интроектное психическое содержание матери не заполнено; мать мертва психически для ребенка; но депрессии нет. Это условие, когда не заполняются нарциссические потребности.

  1. Работа горя (по Фрейду, «Про печаль и меланхолию». Потерять объект, значит приблизиться к реальности.
  2. Значимость депрессивной позиции (По Кляйн, Виннекоту), когда депрессивная позиция переживается как норма. Не погружаться в неё – не погружаться в глубины своей души.
  3. «Белое горе» (По Хилману) Белое, значит нейтральное переживание, как пустота, как отсутствие чего-то.

Как развивается комплекс ММ — в этот момент резко меняется материнский образ: раньше он был наполнен материнством, теперь он «ледяной». Для ребенка её состояние переживается как катастрофа, которая не связана с его личным поведением.

Причины её горя могут быть разными и не относящимися к клиенту. Но клиент подсознательно винит себя в горе матери. Если поступок не находится, то утрачивается смысл жизни. Тогда ребёнок теряет связь внутреннего и внешнего и появляется ощущение  бессмысленности.

Этот механизм может  запускаться в условиях:

  • некой тайности событий, которые неизвестны ребенку (аборт, смерть другого ребенка, ухудшение экономической ситуации);
  • появления значимой фигуры отца (отнятие от груди — до этого внешний мир был сконцентрирован в образе матери). Отец забрал либидо матери, оно принадлежит только ему.

Ребенок чувствуя себя зажатым между  Матерью и Недоступным Отцом, и тогда он защищается тремя способами:

а) дезинвестиция материнского объекта

Психологическое убийство объекта, лишение его всякого психического содержания без ненависти. Материнский образ становится дырявым, убивается его сердцевина – либидо. Остается периферическая часть образа матери – функциональная забота о ребенке. Но она бессильна полюбить его.

б) бессознательная идентификация с ММ

Если радовать, веселить мать или по-другому взаимодействовать с матерью (обращать её внимание на себя) ребёнку не удаётся, тогда такая мать перемещается внутрь – каннибальский способ поедания матери.

Либо проявление вторичной ненависти – попытки присваивать объект, преследовать его, осквернять, мстить объекту. (Для клиента может проявляться как ауто-эротическое возбуждение с доминирующими людьми. Для удовольствия органа, а не удовольствия от человека. «Мне от тебя ничего не надо, кроме….» — зона ММ)

в) преждевременное развитие фантазматических позиций

Ребёнок должен создать замещающую реальность, что имеет свои следствия:

  • доращивание своих сенситивных функций (предсказывание, понимание большего)
  • место уязвимости – любовные отношения. Чем ближе я подхожу к любовным отношениям, тем больше опасность провалиться в дыру ММ. Появление грусти, ощущения пустоты с появлением возможно близкого человека.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ  В  СНАХ  И  ОБРАЗАХ:

  • прочно зацепившиеся или преследующие трупы;
  • спящая красавица в ожидании поцелуя принца;
  • «замороженность» образа – кто-то должен придти и отогреть труп. Однако лед растопить нельзя, т.к. он – анестезия. Растопить лед – значит почувствовать боль, что для клиента-нарцисса невыносимо.

ВАЛЕНТ  выделила три свойства нарциссизма:

1.    для нарцисса никогда нет третьего: оппозиция его одного против всех остальных.
Разочарование подрастающего ребенка в матери неминуемо и обуславливает ненависть, которую он не может проявить непосредственно (кризис нового сближения по М.Малер).

Отец при этом необходим для того, чтобы ребенок мог
1) освободиться от матери;
2) интегрировать фрустрационную ненависть.
Отсутствие полноценной ранней триангуляции грозит опасностью фиксации объектных отношений на уровне паразитарных диадических отношений в симбиозе «ребенок-мать».

В последующей жизни таким людям:
•    Трудно жениться или выйти замуж, т.к. для них совершенно немыслимо, что их «половина» даже обмолвится словом или перекинется взглядом с кем-то «третьим».
•    Если жена в ситуации беременности распределяет свою любовь и эмоциональное внимание между мужем и будущим ребенком, то это может стать невыносимым для привыкшего к диадическим отношениям мужа, и он будет искать отношений «на стороне», которые будут посвящены только ему.
•    Этим же можно объяснить снижение полового влечения у женщины после наступления беременности — она не научилась делить свою любовь с кем-то «третьим» на стадии ранней триангуляции.

2.    это не конфликт, а переживание
Его речь про свою жизнь будет повествовательной, чтобы втянуть консультанта,         сделать его свидетелем своего переживания.
3.   переживания не вербализуются, нет возможности их описать словами.
Комплекс ММ можно почувствовать только в терапийном переносе, а не в жалобах и симптомах клиента, т.к. печаль эта непроговариваемая, нет таких слов, чтобы выразить её.

ЧТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ТЕРАПИИ  ПРИ РАБОТЕ С КОМПЛЕКСОМ ММ
•    Консультант испытывает бессилие, опустошенность – реально у клиента есть все возможности исцелиться, но этого не происходит, т.к. ММ уже мертва и не может умереть второй смертью. (Чтобы умереть, нужно сначала стать живой).
•    В терапии нужно воспроизведение отношений с ММ. Материнская терапия, но с ощущением холодного трупа ММ. В терапии не доводить сюжет до развязки, чтобы труп исчез. Нужно поддерживать его вечно замороженным, иначе опять будет зиять дыра и клиент останется не доволен терапией.
•    Работая в переносе с таким клиентом, для компенсации нужно  «добавить жизни» в свою собственную жизнь (хобби, сексуальность)
•    Архетип родительской пары, которая выращивает внутреннего ребёнка внутри клиента. Не допускать диспропорцию: в Великой матери перебор материнских качеств и недостаток отцовских.
•    Фантазии первой сцены: мать поглощена отцом, т.е. уходит от ребенка. Но она заполнена счастьем и радостью. Значит, отец становится причиной этой радости. Т.е. родители вместе и они счастливы. Попытки ребенка заполнить собой дыру ММ безрезультатны, только отец может заполнить её свом пенисом.
•    Клиентское внешнее поведение (социальная успешность) не соответствует депрессивному отношению к объекту – матери в горе. И в терапии он будет соблазнять консультанта.
•    Подстроиться к клиенту и его внутреннему ребёнку Он не может высказать своё состояние, и ждет материнской поддержки. Дождаться, когда он снимет защиту – свою внутреннюю няню. Анализ начинается, когда снимаются внутренние защиты. Няня – это его фальшивый self – но она умеет переводить голос немого внутреннего ребенка для окружающего мира, озвучивать его потребности. Если терапевт становится няней, то он учит клиента самого «нянчиться» с собой. Но это не позиция мамы, которая постоянно кормит, «ну ещё чуть-чуть», и кормит вечно.
•    Несбывное нарциссическое чувство – рай возможен. Клиенты-нарциссы стремятся туда, игнорируя реальных людей и реальные события. Выяснить, какой части клиента важно уйти из реальной жизни в нереальную.
•    Консультанту от оставленности Богом надо перевести Клиента на поиск Бога внутри себя, т.к. негативное окрашивание реальности происходит из затенённой самости. И это  тоже путь к Богу через Дьявола, прохождение взаимодействия с негативным полюсом, через подавленное переживание.
Миф про Св.Христофора:
Страшилище и великан Христофор решил, что он будет служить самому сильному. И пошел в услужение Королю. Но тот всегда крестился, когда упоминалось имя Дьявола.
«Значит, — решил Христофор, — Дьявол сильнее» И пошел служить ему. Но работая на него, Христофор убедился, что опасается Дьявол Бога. И оставил тогда Христофор Дьявола и пришел к Богу.
Служа Богу, заметил Христофор, что тот всегда ублажает  детей. «Значит ребёнок сильнее Бога?» И с этим вопросом пошел он искать ребенка. У реки он увидел мальчика, который попросил его перенести на другой берег. Христофор обрадовался этому. Посадил мальчика на плечи и пошел через реку. Но тут он почувствовал, что вода прибывает с большой скоростью, срывает его с ног, не дает ему дышать, и мальчик стал непосильно тяжелым. Но не сбросил его со своих плеч Христофор, удержал и перенес на другой берег, и увидел тут, что сидит на его плечах Бог и говорит, что прошел Христофор все испытания.

III. ФАЛИЧНОСТЬ И ИНФЛЯЦИЯ

Отсутствие зрелой маскулинности компенсируется ФАЛИЧНОСТЬЮ, которая по себе беспола.- функция увеличения, продвижения вперед, достижения цели, перфекционизм (раздувание чего-то до состояния эрогированности).
Юджин Моник в книге о мужской инициации –
— фаллос вдыхает жизнь во что-то неэнергетичное, пассивное;
— природная, животная часть души нуждается во впрыскивании;
— энергия, которая может породить индивидуальность, отделить от коллективного (индивидуация);
— фаличность пробуждает собственную индивидуальность.

В нарциссизме основа – фалличность. Приап – нарциссически травмированный ребенок, покинутый матерью, и его гиперфалличность компенсаторна или кастрирована.
Кастрированная мужественность расщепляется –
•    По типу мачо или гипертрофированного самца или
•    По типу женоподобного юноши.

ИНФЛЯЦИЯ – следствие интеграции. ЭГО интегрирует с какой-то частью, оно раздувается, «эрегируется».
1.  ЭГО раздувается, т.к. ассимилирует в себя САМОСТЬ (какую-то часть бессознательного). И тогда только через принятие своей ТЕНИ возможно осознание своей добродетельности (история про Св. Христофора).
Раздутое инфляцированное ЭГО – мачизм, ощущение своего превосходства, апломбы. Это дорога от поиска Бога во вне к его поиску внутри (спор Иова с Богом).
2.  ЭГО ассимилируется самостью. САМОСТЬ вбирает в себя ЭГО, которое растворяется, и появляется богоподобное состояние «Я – это всё». И тогда самонадеянность ЭГО притушается  тяжелыми событиями.

СТАДИИ ФАЛЛИЧЕСКОГО ПОИСКА
1.    Стадия отделения, обрезания мужественности. Когда настоящей маскулинности по какой-то причине нет места в реальной жизни.
2.    Инфляция – реакция ЭГО на такую кастрацию.
3.    Обрезание (уменьшение) – травма от столкновения с реальностью. Ощущение унизительной собственной несостоятельности, которое сопровождает конфликты при разводах, увольнениях.
4.    Фаллический поиск.
5.    Отказ от фаллического поиска и проживание остатка жизни с этой травмой. Отказ от поиска – это может быть отказ от амбиций, от профессии, от брака (как принесение жертвы, т.к. это не моё, хотя видимых причин для развода нет).
6.    Божественное вмешательство – «установление связи с другими богами». Расширение масштабов своего существования, и тогда становится возможным наслаждение жизнью, какой она есть.
7.    Трансформация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *